Russian Women Magazine
Russian women logo
banner
НА ГЛАВНУЮ НОВЫЕ СТАТЬИ ВСЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ

Русские женщины в Африке

Процесс адаптации через разнорасовый брак на примере афро-русской семьи

Информация к размышлению

Облик без малого сорокатысячного отряда русских женщин, заключивших браки с гражданами африканских стран, - это пестрая мозаика, отражающая все разнообразие советского/российского общества последних пятидесяти лет. Некоторые из этих семей сегодня живут в России; подавляющее же большинство из них постоянно проживает практически во всех странах африканского континента.

В историко-демографическом плане у истоков этой группы оказались представительницы военного и послевоенного поколений - женщины, воспитанные на ценностях сугубо советских, среди которых одним из глубочайших гражданских пороков считалось предательство Родины (в том числе посредством брака с иностранным гражданином). Позже этот контингент стал пополняться представительницами долгого “застойного” периода. Для них брак с иностранцем также становился личным подвигом, поскольку такой "прорыв" в плотной оболочке социалистического сознания россиян требовал от женщины большого мужества и сил. Положение нынешней генерации, пополняющей женское российское сообщество в браках такого типа, морально легче, хотя новое время породило для них новые  трудности: общее падение жизненного уровня, экономические, социокультурные и экологические кризисы “дома” и в Африке, неотрегулированные правовые отношения с собственной Родиной и родиной мужа и др.

В своем социальном срезе этот брачный контингент так же разнообразен, как и любой другой. В афро-русский брак вступают и женщины с высоким культурным и образовательным уровнем, и женщины с уголовным прошлым. Поэтому поспешные выводы о социальной специфике этого сообщества в целом, о тенденциях, его отличающих от других групп отечественного брачного рынка (в том числе легкое или отклоняющееся поведение, особо высокая коньюнктурность в подходе к выбору супруга, поголовное и страстное желание во чтобы то ни стало покинуть Родину и пр.), небезопасны, ибо частные фальсификации и искажения неизбежно ведут к фальсификации концептуальной.

В социально-профессиональном плане это - также довольно разнородный контингент, где, впрочем, преобладают выходцы из советской/российской периферии со сравнительно высокой образовательной подготовкой, профессионально и психологически готовые к участию в общественном производстве, к трудовой деятельности.

Говорят, характер человека - это его судьба. Одни женщины (пусть их и не так много) смогли внести немалый вклад в развитие новой родины, успешно представляют нашу Отчизну и страну мужа в международных организациях, сделали блестящую карьеру в научной, общественной или деловой сферах. Другие считают, что их место дома, в обществе мужа и детей; некоторые пытаются - и небезуспешно - соединить роли хранительницы домашнего очага и общественной деятельницы. Есть среди наших соотечественниц, живущих в Африке, и надевшие хиджаб, и освоившие древнейшую в мире профессию.

Рассматривая данную проблему в ее социокультурном аспекте, прежде всего подчеркнем, что при любом типе брачных отношений (будь то традиционный африканский, современный западный или "смешанный" брак) переход от статуса холостых в статус супругов весьма заметно изменяет положение и роль каждого из партнеров по добрачным связям. При этом даже ведущие совместную жизнь и хозяйство до брака партнеры, хорошо изучившие друг друга, тем не менее, многое открывают для себя со вступлением в официальные брачные отношения.

Относительно давно известно также, что любая форма эмиграции (включая исследуемый случай) сопровождается сильным психологическим стрессом. Суть его - в переживаемых индивидом трудностях: неопределенности, тревоге, дефиците информации, психологической неподготовленности, семейных проблемах, депрессиях, особенностях характера и др., которые ученые относят к реакциям личности на сложный процесс перехода от одной культуры к другой. Подобные реакции во многом базируются на предшествующем опыте реагирования и социального поведения человека, они держат его в напряжении, затрудняют усвоение новой информации (а ее поступает огромное количество), удлиняют процесс принятия решений и т.п. Надо в себе многое менять, вносить поправки в привычные формы поведения, учитывая иные реальности. Но что может быть труднее?

Попадая в Африку в роли жены, русская женщина, в основном ориентированная на европеизированный стиль жизни, в том числе на такую форму брачно-семейных отношений, как малая семья, если не сталкивается непосредственно, то уж по крайней мере погружается в  атмосферу сложнейших социальных, этно-религиозных, кровно-родственных, брачно-половых (в том числе полигамных) связей, определяемых высокой степенью этнокультурной оригинальности африканцев. Интеграция в эту систему требует огромной мобилизации духовных сил, эмоций, значительной реконструкции своего мышления и поведения.

Что же реально может ожидать нашу соотечественницу на родине мужа и в его культуре?

Можно предположить, что ориентация (или, точнее, надежда) русской женщины на предстоящий - европеизированный - образ жизни в Африке формально оправдана, поскольку ее супруг, получив высшее образование, относится, по африканским меркам, к той привилегированной и прогрессивно мыслящей части населения, которая тяготеет к западным стандартам бытия в условиях малой семьи.

Распад традиционного экономического уклада, миграционные и урбанизационные процессы, женская эмансипация, рост занятости женщин в производстве - процессы, неизбежно захватывающие африканскую расширенную семью. Поэтому велика вероятность того, что женщина из России попадет не столько собственно в большую семью классического африканского типа, сколько в орбиту воздействия определенных традиций, установлений, социально-культурных ценностей, обрядовости, такой семье присущих и от нее сохранившихся. К их числу могут относиться реальная власть, закрепленная в семье за мужчиной (главой семьи) или старшими членами; зависимость личности от семейного сообщества не только эмоционально-психологически, но и экономически; институт почитания старших. Далеко не последнюю роль в ее повседневной жизни могут играть религия, конфессиональные установки членов семьи, в большой степени регулирующие семейные и личные отношения.

Включаясь в современную африканскую (по преимуществу городскую) жизнь, женщина оказывается в сложном и противоречивом положении: с одной стороны, она получает доступ к социально-экономическому прогрессу, в котором может пытаться реализоваться как личность, наравне с мужчиной; с другой - находится под грузом традиций, сохраняемых в семье и препятствующих ее социальному продвижению, а в конечном итоге подрывающих сами основы нуклеарной семьи.

Наконец, даже если в ее собственном доме не будут действовать эти законы и порядки, мировосприятие, ритм жизни ее мужа, колорит жизни его родных и близких, в целом социального бытия, окружающего ее со всех сторон, очевидно будут воздействовать на нее, создавая совершенно новую, непривычную, быть может, психологически дискомфортную атмосферу.

И еще одно весьма важное, на наш взгляд, соображение.

Наблюдаемое сегодня развитие новых форм семейной жизни в Африке (на фоне сохраняющегося преобладания традиционного типа семьи) нельзя тем не менее смешивать с эволюцией традиционной западной семьи. Да и сами африканские ученые предостерегают своих западных коллег от поспешных заключений о том, что силы модернизации, урбанизации и индустриализации склоняют все виды семьи к трансформации в единственный тип "супружеского брака", где расширенная семья является редкостью, женщине предоставлен свободный выбор супруга, где власть родителей над детьми, а мужа над женой убывает, где утверждается равенство полов.

Не опровергая того факта, что подобные перемены действительно происходят в сегодняшней Африке, вероятно, следует считаться также и с тем, что упомянутые выше характеристики не в состоянии адекватно описать феномен африканской семьи как таковой. Многие свойства традиционной семьи на континенте, по всей видимости, сохранятся и в обозримом будущем. Проведенные исследования подтверждают, что роль семьи для молодого африканца, даже вооруженного знаниями и опытом жизни на Западе, достаточно велика в силу еще активного, исторически обусловленного влияния на него семейных традиций, авторитета родителей, нравственно-религиозных воззрений домашних.

Одновременно с этим современные семьи по ряду позиций могут не удовлетворять традиционалистским стереотипам  молодого африканского мужчины, воспитанного в духе уважения к обычаям, институтам брака и кровно-родственной солидарности. Это обстоятельство лишний раз убеждает, что семья в Африке имеет более широкое социокультурное значение, чем это можно ощутить на Западе. Именно семья остается сегодня для многих молодых людей средоточием всех традиционных установлений, столь разнообразных и характерных для Африки. Пренебрежение этим обстоятельством, недоучет его в предстоящей - африканской - фазе семейной жизни русской женщины чреват возникновением осложнений, способных закончиться для такой семьи драматически.

Необходимость обращения к процессу адаптации в гражданско-правовом контексте вызвана практически полным незнанием соотечественницей законов и обычаев страны своего нового пребывания, а следовательно, порождает еще один "вал" проблем, обрушивающийся на нее и ее потомство.

Современные законодательства многих африканских стран, регламентирующие гражданские, семейно-брачные, трудовые отношения, вполне реально отражают положение и процессы, происходящие в данном обществе, в целом его состояние. В юридических актах по этим вопросам многое почерпнуто из законодательной практики метрополий. В то же время в них по-прежнему чувствуется влияние национальных обычаев и традиций, религиозной догматики, в основе которых лежат малоизвестные русской женщине конца ХХ столетия тезисы о главенстве мужчины в семье, необходимости сохранения прочных кровно-родственных связей, традиции активной социально-хозяйственной деятельности женщины в пределах дома и семьи.

Пестрота, многоликость и многомерность, отличающие правовые системы африканских стран, буквально опутывают русскую женщину, пытающуюся юридически и граждански приспособиться к новой среде обитания. Эта несхожесть с существующими на ее исторической Родине законодательными установлениями в жизненно важных для нее и ее детей вопросах (семейно-брачных, гражданских, социальных и др.) способна смутить соотечественницу, поставить ее в затруднительное, а подчас и безвыходное положение. Незнание ею законодательства страны, а тем более ее обычаев и традиций, до сих пор настоятельно проявляющихся в местной юридической практике, может привести (и часто приводит) жизнь смешанной семьи к острым коллизиям, нарушить гармонию брака.

Осознание себя полноценным членом принимающего тебя общества - процесс чрезвычайно сложный, продолжительный, требующий значительных затрат моральных и интеллектуальных сил, энергии и терпения. Возможно, это и есть одна из самых трудных составных процесса адаптации индивида. Несомненно также, что элементарные знания и навыки в этой области, которые русская невеста африканца вполне может получить у себя дома, во многом облегчили бы ее правовую участь на новом месте жительства. А возможно, и супружеский отбор в этой группе браков стал бы более тщательным и взвешенным. Тем более, что во многих аспектах своего юридического положения наша соотечественница, становясь женой африканского гражданина, не слишком отличается в правах и обязанностях от уроженки этой страны.

Прогнозы демографов, специалистов по вопросам миграций показывают, что процесс создания расово- и национально-смешанных русско-африканских семей имеет реальное будущее. Многие возвращающиеся сегодня из России африканцы рассчитывают продолжать и расширять сложившиеся во время их пребывания в России контакты и деловые связи. Известную роль в организации этих связей вполне могла бы сыграть и его русская жена - знакомая с особенностями и психологией рынка своей родины и овладевающая спецификой экономических и межличностных отношений в стране нынешнего ее проживания, способная многофункционально использовать связи с отчизной. Ее российское понятие "хорошо жить", несомненно, "выправляется" африканской действительностью, а также особенностями ее социально-бытового и культурного бытия женщины из другого мира, которые она подчас с трудом приспосабливает к нынешней своей реальности. Нужна ли ей при этом помощь соотечественников и связь с Родиной, предпочитает ли она справляться с ними в одиночку или коллективно - эти вопросы ждут своего решения.

Н. Л. Крылова, доктор исторических наук, Институт Африки РАН, Москва, РФ Подробнее об авторе

Русские за рубежом:

Помощь в критической ситуации - информация о помощи женщинам, подвергшимся домашнему насилию, о бесплатных адвокатах и о правах женщин-иммигранток.

Православие за рубежом - информация о православных храмах по всему миру, новости православия и история православной церкви.

Русский язык для детей иммигрантов - учебники русского языка в помощь родителям, желающим обучить своих детей материнскому языку в чужой языковой среде.

Позвонить в Россию - информация о самых дешевых и качественных способах связи по всему миру.

Русифицировать компьютер - о том, как настроить английский компьютер на русский лад и - где купить самые дешевые наклейки.

Учим иностранный язык - книги, словари (в том числе - говорящие), программы и курсы по изучению английского языка.

Авиабилеты и визы - хорошие скидки на авиабилеты, визы в Россию и по всему миру, паспорт США.

Пересылка денег - ресурсы по быстрой и надежной пересылке денег по всему миру.

Русские книги, видео, аудио - сайты русских книг, учебников и детской литературы, а также последних новинок музыки и русского кино.

 

НА ГЛАВНУЮ НОВЫЕ СТАТЬИ ВСЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ

За содержание рекламы редакция ответственности не несёт. Рукописи не возвращаются и не реценцируются. Мнения редакции и авторов могут не совпадать. Использование материалов только с разрешения редакции.

Copyright © 2001-2007 RussianWomenMagazine.com All Rights Reserved.