НА ГЛАВНУЮ НОВЫЕ СТАТЬИ  ОН И ОНА  ОБ АВТОРАХ ПИШИТЕ НАМ

Матисс сохранил ее красоту для вечности

Основной вдохновительницей художника,
благодаря великолепной пластике, красоте и выразительности лица,
благодаря уму и характеру осталась Лидия Делекторская.

В прелестном путевом очерке "Мимолетный Париж" Константин Паустовский рассказывает о своем знакомстве с нашей соотечественницей Лидией Николаевной Делекторской . Произошла эта встреча осенью 1956 года во время путешествия писателя с группой советских  туристов  на теплоходе  "Победа". В последний день пребывания туристов в Париже в гостинницу на Монмартре, где останивились Константин Паустовский и Михаил Гранин , пришли две элегантные русские женщины , оказавшиеся двоюродными сестрами, эмигрантками, увезенными из Томска в детском возрасте. Узнав из газет о приезде русских литераторов , они пришли попросить автографы на их книгах. В тот день старшая сестра фактически выполняла роль гида , а затем пригласила к себе своих земляков. Каково же было удивление и восхищение гостей , когда они увидели в квартире хозяйки великолепные картины Анри Матисса!  Лидия Николаевна молча расставляла на столе бокалы вокруг бутылки красного вина. По легкому звону задетых невзначай бокалов можно было догадаться, что она взволнована.
            

"Дело в том "- сказала наконец с усилием Лидия Николаевна , " что я была в течение  более чем 20 -ти лет  очень близким Матиссу человеком, его секретаршей и помощницей. Он умер у меня на руках. Эти картины он подарил мне..."
            

Посчастливилось познакомиться и побеседовать с Лидией Делекторской и автору этих строк, Вольфу Седых.
           

Осенью 1932 года Анри Матисс работал над панно "Танец" для музея Барнаса в Мерионе близ Филадельфии. Художнику уже шел седьмой десяток лет  и одному был трудно справляться со всеми делами в мастерской и он искал помощницу. Как раз в то время из Парижа в Ниццу , где жил тогда Матисс, приехала Лидия Делекторская . Незадолго до этого она пережила развод  и нужно было заново устраивать свою жизнь. Молодая женщина была рада даже временой работе у живописца. Однако через полгода прекрасное панно было закончено и помощнице Матисса снова пришлось искать заработок. Но вдруг ее опять пригласили в семью художника. На этот раз Лидии предложили ухаживать за тяжело больной  мадам Матисс, которая была вынуждена большую часть времени проводить в постели. Сначала заботливая "сиделка" приходила каждый день и вечером уходила к себе домой. Потом она согласилась на работу в семье Матисса "с
 жильем и питанием" и ежемесячной оплатой труда. В октябре 1933 года Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и прожила в нем .... почти 22 года до последнего вздоха великого мастера.

 

НА ГЛАВНУЮ НОВЫЕ СТАТЬИ  ОН И ОНА  ОБ АВТОРАХ ПИШИТЕ НАМ